О НАШИХ СТАРЫХ ЗАКАЗЧИКАХ

О НАШИХ СТАРЫХ ЗАКАЗЧИКАХ

РОБЕРТ  АРТЕМОВИЧ  ВАРТАНЯНЦ. Мы были знакомы с этим чудесным человеком с  1992года и буквально до дня его смерти. Роберт Артемович был главным инженером Краснодарского цирка, руководил его строительством, и работал там до самой смерти. Цирк сам по себе располагает к веселью и хорошему настроению, а потому все случаи во время многочисленных ремонтов цирка были потешными.

Как-то перед нами была поставлена задача отремонтировать слоновник – оштукатурить и окрасить стены и потолки. Роберт Артемович дважды заставлял перештукатуривать и перекрашивать стену, пока она не стала буквально зеркальной. Кто-то из нас возмутился – не офис же или будуар – а слоновник! На что Роберт Артемович рассказал поучительную историю.

У слонов  нежный, ловкий и очень сильный хобот. Они владеют им настолько виртуозно, что запросто незаметно стаскивали шариковые ручки из кармана у Роберта Артемовича. На ночь этих гигантов ставят в слоновник на помост, к которому приковывают цепью, протянутой от ошейника. И, таким образом, слон сам себя удерживает от нежелательных  для людей перемещений. Слоны – животные чрезвычайно умные. И ночью им иногда становится просто скучно. Один старый слон скучал – скучал, и от безделья стал шарить хоботом по стене в темноте. И нашел-таки облупленный участок штукатурки и чуть-чуть торчащий кирпич. Хоботом покачал-покачал кирпич – и вынул. «Прихожу утром в цирк,- смеялся Роберт Артемович,- а эта морда ушастая разобрал всю стену слоновника. И кирпичики, гад, сложил в ровную стопку, как заправский каменщик!  И стоит от холода трясется – зима на дворе ведь была!»  С тех пор качеству отделки слоновника всегда уделялось особое внимание.

И еще одно воспоминание.


Мы как-то спросили у Роберта Артемовича – а сбегали когда- нибудь животные из клеток?

Много раз такое было, оказывается. Но больше всего запомнилось, как во время репетиции погнался лев за бегемотом ( уж не знаем, что за номер был такой). «Льва,-вспоминал Роберт Артемович,- поймали очень быстро, а вот бегемот не сдавался целых полчаса. Разгром в зале был ужасный! Но вот до сих пор не понимаю, как я оказался в оркестровой ложе?  Ведь за секунду до этого стоял у арены!»

 

ЛЕОНАРД ГРИГОРЬЕВИЧ ГАТОВ.

Для Краснодарского творческого объединения «Премьера» в 1992 году мы делали витринное остекление репетиционного центра ( бывший ДК «Зернышко») силами наших промышленных альпинистов. Нам в ту пору хорошо заплатили, но затем надолго забыли.

 И вдруг в 2005 (!) году звонок: «Лабиринт? Ну, слава богу, нашли! У вас промышленные альпинисты есть? Тогда вас приглашает к себе Гатов!»  (Вот память то была у Леонарда Григорьевича! Вспомнил наших промальпов через 13 лет). Заинтригованные, пришли в кабинет к Гатову. А тот нам выдает: «К 60-летию Победы будет праздник для ветеранов у строящегося храма Александра Невского. И по моей задумке, в конце праздничного действа в воздух над храмом должен взлететь (!) человек в форме солдата той эпохи со знаменем в руках в лучах прожекторов». Мы впали в ступор – а промальпы- то тут при чем? А Гатов хитро сощурился, и сказал: «Я вас помню, у вас такое получится. Помогите, пожалуйста».

Мы долго думали, но поскольку с циркачами были дружны уже давно, сварганили сами трапецию и тросовую лонжу,  пристраховали альпинистским снаряжением самого тощего рабочего, и «вознесли». На репетиции все прошло «на ура». А вот в день представления случился казус. Нашего «воина» обрядили в форму солдата Великой Отечественной, под плащ-палатку спрятали страховочное снаряжение. Загляденье! И тут притащили красный флаг. Древко – толстенный брус, почти бревно, и флаг – как парус. Наш «воин» его просто в руках удержать не мог. Выход нашли. Примотали и флаг, и «воина» к трапеции скотчем намертво.

Так он и стоял до «вознесения». «Вознесение» прошло успешно, и наш «воин» гордо завис в луче прожектора в ночном небе. Но никто не предупредил, что будет еще и салют! Хорошо, что «воин» был примотан буквально намертво! Отпаивали потом «воина» на земле отнюдь не фронтовыми 100 граммами!

Но Леонарду Григорьевичу этого показалось мало.

В 2007 году в Сочи мы организовали техническую часть шоу в честь открытия курортного сезона и накануне голосования за место проведения «Олимпиады-2014». По задумке Гатова, над ступенями Зимнего театра в Сочи должна была подниматься панорама Кавказского хребта. На «хребет» должны были взбираться «альпинисты», висеть несколько секунд, и спускаться. А затем вся панорама так же плавно должна опуститься на ступени. Все действо – пять минут. Мы на это и рассчитывали. На репетиции все было замечательно, но тут Леонарду Григорьевичу пришла в голову мысль – баннер с панорамой нужно оставить как задник до конца представления. На это мы не рассчитывали. Если ветра нет, то оставить баннер висеть хоть сутки – не проблема. А если ветер – то это огромный парус. Но Гатов велел – баннеру висеть! На представлении вначале подул слабый ветерок, а под конец он сменился ливнем с бодрящим ветром. Человек 15 висели на баннере сзади, удерживая его от биения. И мы молили бога лишь о том, чтобы выдержали верхние крепления и несущая балка. В принципе, мы одним махом могли покалечить губернатора края, мэра Сочи, Кобзона и еще массу разных людей на сцене.  Но бог миловал…

Об одном мы жалеем до сих пор. Не дожил Леонард Григорьевич до Сочинской Олимпиады. Что бы он еще придумал?

                               ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ ПОДЛУЖНЫЙ.

В 1993г. мы стали делать первую свою большую кровлю – на библиотеке Пушкина. Кровля сложная, с множеством мелких элементов. Жестянщики у нас еще были неопытные, работали буквально по учебнику, очень медленно и старательно. В результате сделали буквально «конфетку» (до сих пор кровля исправно служит, мы писали об этом Здесь!). И тут у нас работу пришел принимать… технадзор. Мы, честно говоря, такого не ожидали.

Владимир Васильевич Подлужный – человек незаметный, с тихим голосом. Однако  полез осматривать кровлю. Наш главный жестянщик побледнел, и стал спиной к одному  из углов. Владимир Васильевич кровлю осмотрел придирчиво, и все-таки нашего жестянщика из заветного угла согнал. А там – катастрофа! Вертикальный фальц на парапете скошен аж на 3 миллиметра (к слову, это никак не влияет на эксплуатационные качества кровли, да и с земли такого не увидать)! Владимир Васильевич нахмурился, чего-то записал в блокнот, и мы пошли подписывать бумаги в кабинет директора библиотеки.

Вынули смету, акт приемки – и началось! Своим красным карандашом Подлужный стал аккуратно вычеркивать пункты и править объемы. Получалось, что мы на этой кровле вообще не зарабатываем ни копейки! И тогда наш директор взорвался и стал орать. На что Владимир Васильевич извинился, взял директора под локоток,  и вывел из кабинета. И уже на улице, закурив свои любимые сигареты, сказал: «Во-первых, чего ты орешь? Во-вторых – кто тебе сказал, что я не хочу платить тебе деньги? Но ведь составлять сметы и акты ты НЕ УМЕЕШЬ! В третьих, я в жизни еще не видел таких дураков, которые бы так старательно делали даже второстепенные места на фальцевой кровле!»

И Владимир Васильевич самостоятельно переписал и смету, и акт, причем совершенно бесплатно. А ,кроме того, он научил нас грамотно составлять сметы, пользоваться справочниками, раздобыл для нас дефицитную по тем временам литературу. С его легкой руки мы переделали более десятка кровель на исторических зданиях города. Тогда еще не было тендеров, электронных площадок и прочих чудес. Поэтому Подлужный мог безо всяких торгов допустить нашу организацию к работам на объектах департамента культуры края. 

Сегодня это было бы золотым местом для человека  из технадзора. Но Владимир Васильевич со своих протекционных услуг совершенно ничего не имел. Кроме, может быть,  спокойной совести. Он знал, что его подрядчики не подведут. И мы не подводили.

Затем наступили «нулевые», возникли всякие аукционы и торги, отдел технадзора разросся с двух человек до двух десятков, и Владимир Васильевич ушел на пенсию, а мы – с объектов департамента культуры. Несколько раз встречались мимолетно в городе. А несколько лет назад, не дожив и до 70 лет, Владимир Васильевич умер…  Сказалась его давняя привязанность к табаку. Нам жаль этого прекрасного специалиста.

Сейчас у нас прекрасные электронные справочники, сметные программы, но на полочке все равно стоят книги, подаренные этим чудесным человеком более 20 лет назад…